Новости
Информеры - курсы валют


GISMETEO: Погода по г.Санкт-Петербург
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Главная > Статьи > Российский рынок мяса после кризиса

Российский рынок мяса после кризиса

ЮРИЙ ЯШИН, канд. экон. наук, советник генерального директора Intesco Research Group

Мясо относится к товарам повседневного спроса. Неблагоприятные погодные условия и засуха лета 2010 года значительно повлияли на конъюнктуру этого сегмента российского продовольственного рынка. Тем не менее, рынок мяса показывал относительную предсказуемость и позволял его игрокам достаточно эффективно планировать развитие своего бизнеса.
По данным исследования «Рынок мяса. Предварительные итоги 2010 года. Влияние засухи на формирование рынка» компании Intesco Research Group, объем российского рынка мяса в 2009 г. сократился на 0,9% и составил 9,5 млн т продукции. В 2010 году сокращение объема рынка сменилось его ростом. В результате объем российского рынка мяса к концу 2010 г. может превысить 9,9 млн т.
Львиную долю его объема в натуральном выражении занимала продукция отечественных производителей. Однако доля зарубежной продукции на российском рынке мяса ещё относительно высока и составляет 29,4%. На протяжении последних трех лет в динамике доли импорта на российском рынке мяса наблюдается нисходящий тренд. В 2009 г. ее сокращение по сравнению с предыдущим годом составило 5,3%. По предварительным данным, в 2010 г. доля зарубежной продукции на рынке сократится на 4,6% и составит 24,8% (диаграмма 1)

По нашим оценкам, такая тенденция в соотношении импортной и отечественной продукции сохранится по 2012 год включительно. Из-за небывалой засухи в России запасы зерна идут на корм скоту, и, возможно, кормить животных будет нечем, что приведет к забою скота, особенно в молочном производстве, поскольку эти хозяйства привязаны к количеству заготовленного зерна. Поэтому, учитывая, что большая часть поголовья в настоящее время находится у малых и средних фермеров, они по причине отсутствия кормовых запасов постараются забить больше скота. В результате предложение отечественного мяса на рынке возрастет, и до момента превышения спроса над предложением приведет к дальнейшему сокращению доли импортного мяса на рынке.
За 9 месяцев 2010 г. производство мяса во всех категориях хозяйств увеличилось на 6,9% (в сельхозорганизациях — на 12,5%), в том числе свинины — на 8,1%, птицы — на 12,5%. Ежегодный прирост в свиноводстве и птицеводстве составляет 10–15%. Однако мясное скотоводство не показывает позитивную динамику. В этой наиболее капиталоемкой подотрасли животноводства пока не удается добиться ощутимых результатов, производство говядины в убойном весе стагнирует и не превышает 1,7 млн т. На российском рынке мяса выделяют следующие сегменты: говядина и телятина, свинина, баранина и козлятина, мясо птицы и прочее мясо (диаграмма 2) 1_3.bmp .

В 2009 г. доли рыночных сегментов выглядели следующим образом: наибольшая доля рынка в натуральном выражении принадлежала сегменту мяса птицы, составив 37%. Доля сегмента свинины почти приблизилась к доле лидера, заняв 29% общего объема рынка. Доля говядины и телятины составила 25% рынка в натуральном выражении.
Доля сегмента баранины и козлятины составила всего 2% объема рынка. Сегмент прочих видов мяса заполнил 7% рынка. По предварительным данным, распределение долей сегментов рынка в 2010 г. не претерпело существенных изменений. Самыми популярными видами на рынке мяса являются мясо птицы и свинина, на которые придется более 66% совокупного объёма данного рынка.
По итогам трех кварталов 2010 г. объем розничных продаж мяса составил 448,8 млрд рублей, при этом рост по сравнению с предыдущим годом составил 9%. В стоимостном выражении розничные продажи увеличились на 38,3 млрд рублей. Анализ динамики розничных продаж мяса показал, во-первых, что ни экономический кризис, ни засуха 2010 г. не привели к сокращению розничных продаж в стоимостном выражении и, во-вторых, как и в предыдущие годы, для розничных продаж мяса характерна сезонность. Максимальный рост спроса на продукцию приходится на четвертый квартал каждого года.
Резкий спад розничных продаж, как правило, происходит в первом квартале. В течение остального времени объем розничных продаж в стоимостном выражении также постепенно растет, но более медленными темпами.
В течение последних четырех лет на российских предприятиях наблюдалась непрерывная тенденция к наращиванию объемов производства мяса в убойном весе.
С каждым годом темп роста постепенно замедляется, но по-прежнему сохраняется на достаточно высоком уровне. Всего в 2009 г. российскими производителями на рынок было предложено 6,7 млн т мяса в убойном весе, что на 7% больше, чем в предыдущем году. В 2010 г., по предварительным оценкам, совокупный объем производства мяса в убойном весе составит порядка 7,5 млн т с учетом массового забоя скота летом и осенью из-за нехватки и подорожания кормов для животных. Рост составит около 11,5% по сравнению с 2009 годом.
В структуре российского производства мяса преобладает мясо птицы, оно занимает 38%. Мясо свинины составляет почти треть всего производства — 32,3%. 
Доля мяса крупного рогатого скота составляет 25,9%, а на баранину и козлятину приходится только 3,0% общего производства мяса в убойном весе. В 2011 году в России будет достигнуто потребление мяса птицы в объеме 45–50% от общего рынка мяса, свинины — 30%.

Регионами с наибольшими объемами производства мяса в 2009 г., как и в предыдущие годы, стали Белгородская область, Краснодарский край, Республика Татарстан, Ростовская, Челябинская области и Республика Башкирия. Наибольшие объемы мяса по-прежнему производились в Белгородской области, Краснодарском крае и Республике Татарстан (диаграмма 3). Распределение долей в структуре российского производства мяса в 2010 г. не претерпит существенных изменений.
В 2010 году лидерами производства в отдельных сегментах рынка мяса являлись следующие регионы. В сегменте мяса птицы на предприятия Белгородской области пришлось 16% отечественного производства этой продукции. Доли Краснодарского края и Московской области в структуре российского производства мяса птицы составили соответственно 4,9% и 4,8%.
Почти 11% всей отечественной свинины было выпущено на предприятиях Белгородской области. На производителей Краснодарского края приходилось 8,2%, а доля Ростовской области в структуре российского производства свинины не превысила 6%.
Лидером производства говядины и телятины в 2009 г. стала Республика Башкортостан с долей 7,9%. Предприятиями Республики Татарстан и Алтайского края произведено соответственно 5,5% и свыше 4% этой продукции.
13,3% баранины и козлятины было произведено в Республике Татарстан. Производители Ставропольского края и Республики Калмыкия направили на рынок соответственно 10,2% и 8,2% всего российского предложения отечественного продукта в данном сегменте рынка.

Крупнейшими российскими производителями мяса в соответствии с долями рынка в натуральном выражении являются: ЗАО «Приосколье» Новооскольский филиал, ООО «Петелинский птицеперерабатывающий завод», ОАО «Птицефабрика «Северная», ООО «Ракитянский свинокомплекс». Они лидируют на рынке уже несколько лет подряд и в настоящее время занимают более 19% объема отечественного рынка мяса.

Цены отечественных производителей на мясо в сентябре 2010 г. установились на следующем уровне (график 1). Наиболее дорогим продуктом на оптовом российском рынке мяса является говядина. Отечественные производители установили на этот вид продукции цену в 126,4 тыс. руб./т. На 7% дешевле оказалось предложение свинины. Отпускные цены на этот вид мяса составили 117,6 тыс. руб. Третье место по уровню оптовой цены

принадлежит баранине. Стоимость 1 тонны этого мяса составила 117,6 тыс. руб., что на 21% дешевле говядины и на 15% дешевле свинины. Мясо птицы отечественные производители предлагают на рынке по средней цене 74,6 тыс. руб./т. Такая цена на 41% меньше цены говядины, на 37% — свинины и на 26% — баранины.  Отпускные цены на субпродукты животных в среднем составили 69,96 тыс. руб./т, что на 4% выше цены субпродуктов птицы (67 тыс. руб./т). Сравнение средних розничных цен на различные виды мяса в сентябре 2010 г. показывает, что наиболее дорогим видом мяса для россиян является бескостная говядина (график 2). Российские потребители могли приобрести этот продукт по цене 265 руб./кг, что на 0,6% дороже бескостной свинины, цена которой составляет 263,5 руб./кг.

 

Среди прочих видов мяса, исключая бескостное мясо, наиболее дорогим является баранина. Средняя стоимость 1 кг этого мяса в сентябре 2010 г. составила 235,1 руб./кг, что на 10,8% ниже средних розничных цен на свинину и на 11,3% дешевле говядины. Средняя цена на говяжью печень составляла 125,2 руб./кг. 
Наиболее дешевым видом мяса является мясо птицы. Так, куриные окорочка россияне могли приобрести по цене 120,1 руб./кг, а куриное мясо по 105,3 руб./кг.
Цена окорочков на 14% выше, чем стоимость 1 кг прочего куриного мяса. Стоимость 1 кг окорочков на 55% дешевле бескостной говядины и на 54% дешевле бескостной свинины. Покупая окорочка вместо баранины, потребитель экономит 115 руб. (55%). По сравнению со свининой и говядиной, кроме бескостных, выбор в пользу окорочков выгоднее соответственно на 39% и 37%. По сравнению с говяжьей печенью окорочка дешевле на 4%. 
В целом куриное мясо в 2,5 раза дешевле бескостных говядины и свинины, в 2,2 раза дешевле баранины, в 1,8 раза дешевле прочего мяса говядины и свинины и на 16% дешевле говяжьей печени. С середины 2010 г. произошло замедление темпов снижения платежеспособного спроса на мясо. Однако по-прежнему продолжался сдвиг спроса в сторону более дешевых его видов. Конкуренция между производителями возросла. Поскольку конкуренция оказалась достаточно жесткой, то выдержать ее давление предприятиям помогало незначительное снижение цен на отдельные виды мяса и желание учитывать предпочтения потенциальных потребителей, усиливая при этом контроль качества производства мяса.
Одновременно с этим в период экономического кризиса и в начале выхода из него население России экономило на продуктах питания посредством приобретения продуктов в магазинах, где привычные товары стоят дешевле, а также за счет сокращения частоты или снижения объема своих покупок. При этом мясо как продукт повседневного спроса эта тенденция затронула не так значительно. В 2010 г. россияне не стали покупать меньше мяса, а 32% потребителей только при появлении у них финансовых затруднений старались искать магазины, где данная продукция стоит дешевле. В то же время 17% граждан при возникновении у них финансовых затруднений вообще не экономили на покупке привычных для них видов мяса.

По прогнозам аналитиков Intesco Research Group, в связи с отменой обязательной сертификации продуктов питания и обусловленными этим обстоятельством ожиданиями потребителей о появлении на продовольственном рынке некачественных продуктов, произведенных из мяса, платежеспособный спрос населения на мясосодержащие продукты по-прежнему будет постепенно смещаться в сторону покупок натурального мяса. В 2011 г. величина спроса на натуральное мясо за счет этого фактора может увеличиться на 12%.
С 2008 г. наблюдается непрерывный рост объемов российского экспорта мяса. В 2009 г. из России в другие страны было вывезено 6,9 тыс. т продукта, что вдвое больше, чем в предыдущем году. В 2010 г. совокупный объем экспорта составит порядка 17,3 тыс. т.
В целом условия экономического кризиса и неблагоприятные погодные условия 2010 г. заставили российских производителей мяса максимально прочувствовать на себе воздействие реального рыночного механизма, побудили менеджмент эффективнее работать, а ведущих игроков рынка мяса — оперативно реагировать на рыночную конъюнктуру и качественнее планировать свой бизнес.

 

Источники:

Intesco Research Group

ЦЕНОВИК, февраль 2011

 

 

 Обратите Ваше внимание на наши НОВЫЕ ПРОДУКТЫ

ОВОКРАК - кормовая добавка на основе бутирата кальция

САЛЬМОКИЛ 60 СУХОЙ - высококонцентированный антибактериальный препарат в сухой форме

САЛЬМОКИЛ АКВА - новый высококонцентрированный антибактериальный препарат в жидкой форме


Спасибо, что посетили наш сайт!

 

 

 

карта сайта
Российский рынок мяса после кризиса